Вы здесь

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, вносящих изменения в них в 3 квартале 2019 года

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, вносящих изменения в них, в 3 квартале 2019 года

Исходя из подпункта 17 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, являясь территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, осуществляет полномочие по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При проведении антикоррупционной экспертизы Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) руководствуется положениями Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями) (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 96), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями).

В 3 квартале 2019 года Управлением проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 341 нормативного правового акта Республики Хакасия, при этом в 3 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы: 

- постановление Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия»;

- постановление Правительства Республики Хакасия от 24.05.2019 № 243 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями»;

- постановление Правительства Республики Хакасия от 19.07.2019 № 357 «Об утверждении Порядка предоставления грантов Республики Хакасия в целях поддержки общественных инициатив территориальных общественных самоуправлений».

В отношении всех нормативных правовых актов Республики Хакасия, в которых выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства, заключения направлялись в прокуратуру Республики Хакасия для принятия мер прокурорского реагирования, в органы государственной власти Республики Хакасия для устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Выявленными коррупциогенными факторами явились:

Коррупциогенные факторы, содержащие завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в постановлениях Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия», от 19.07.2019 № 357 «Об утверждении Порядка предоставления грантов Республики Хакасия в целях поддержки общественных инициатив территориальных общественных самоуправлений».

1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия» (далее – постановление Правительства РХ № 235). 

Пунктом 2 постановления Правительства РХ № 235 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетных трансферты их федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов), созданные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – получатели субсидии). 

Разделом 2 Порядка установлены условия и порядок предоставления субсидий.

Пунктом 2.1 Порядка утвержден перечень необходимых для получения субсидии документов, которые не позднее 15 ноября текущего года получатель субсидии представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.

Кроме того, подпунктом 2.3 Порядка установлено, что копии документов, предоставляемые получателем субсидии в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, заверяются печатью и подписью получателя субсидии.

При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2.7 Порядка основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является несоответствие представленных получателем документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка, требованиям, установленным пунктом 2.3  настоящего Порядка.

Таким образом, подпунктом 2.3 Порядка установлено обязательное условие для всех получателей субсидий, а именно для всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по предоставлению копий документов, заверенных печатью, несоблюдение которого, с учетом подпункта «а» пункта 2.7 Порядка, влечет отказ последним в предоставлении субсидий.

Между тем необходимо отметить следующее.

Основные положения о деятельности юридических лиц, в том числе их организационно-правовые формы, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме, как потребительский кооператив, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Правовое положение некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм урегулировано Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. 

Вместе с тем, частью 3 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, установлены в Законе Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Закон Российской Федерации № 3085-1).

Так, в статье 1 Закона Российской Федерации № 3085-1 определено, что потребительской кооперацией является система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Вместе с тем, статьей 2 Закона Российской Федерации № 3085-1 установлено, что настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). 

Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации, определены в Федеральном законе от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 193-ФЗ сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.

При этом, среди требований, предъявляемых к сельскохозяйственным потребительским кооперативам, требований о наличии печати в Федеральном законе № 193-ФЗ не закреплено.

Следует отметить, что до 11.06.2003 положения Федерального закона № 193-ФЗ устанавливали обязательное требование к скреплению печатью изменений и дополнений в уставе сельскохозяйственного кооператива, соответственно предусмотрев наличие у них печати.

Однако в настоящее время в ходе анализа действующего федерального законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов № 193-ФЗ, № 209-ФЗ, № 7-ФЗ и Закона Российской Федерации № 3085-1) за организациями, созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями, а именно за сельскохозяйственными потребительными кооперативами, не закреплена обязанность иметь печать.

Таким образом, юридические лица в вышеуказанной организационно-правовой форме вправе, но не обязаны иметь печать. 

Требование, установленное пунктом 2.3, подпунктом «а» пункта 2.7 Порядка, в части установления для сельскохозяйственных потребительских кооперативов обязательного требования по заверению копий документов печатью, может послужить основанием для отказа в предоставлении субсидий последним.

Таким образом, правовые нормы, установленные пунктом 2.3, подпунктом «а» пункта 2.7 Порядка в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в той части, в которой распространяют свое действие на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являются коррупциогенным фактором, выразившимся в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к организациям. 

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.07.2019 № 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия» внесены изменения, тем самым коррупциогенные факторы устранены. 

2. Постановление Правительства Республики Хакасия от 19.07.2019 № 357 «Об утверждении Порядка предоставления грантов Республики Хакасия в целях поддержки общественных инициатив территориальных общественных самоуправлений» (далее – постановление Правительства РХ № 357). 

Пунктом 1 постановления Правительства РХ № 357 утвержден Порядок предоставления грантов Республики Хакасия в целях поддержки общественных инициатив территориальных общественных самоуправлений (далее – Порядок, ТОС).

Подразделом 2 Порядка определен порядок проведения отбора ТОС для участия в конкурсе на предоставление им грантов. 

При этом, для участия в конкурсе ТОС, соответствующее критериям пункта 1.5 настоящего Порядка, обязано в установленные для подачи документов сроки представить копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (подпункт 6 пункта 2.2 раздела 2 Порядка).

Основы правового положения юридических лиц определены главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изменениями) (далее – Гражданский кодекс).

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2 статьи 48 Гражданского кодекса).

Так, на основании части 1 статьи 51 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (абзац 1 части 2 статьи 51 Гражданского кодекса).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей урегулированы в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в том числе территориальными органами (далее – регистрирующий орган).

Статьей 11 Федерального закона № 129-ФЗ установлена процедура принятия решения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. 

При этом, документы, связанные с государственной регистрацией, в частности документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган (абзац 1 части 3 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

Кроме того, абзацем 5 части 3 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона. Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».

Во исполнение вышеуказанной нормы Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой принят приказ от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы» (с последующими изменениями) (далее – приказ Министерства финансов РФ и ФНС).

Пунктом 1 приказа Министерства финансов РФ и ФНС утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц – форма № Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц». 

Таким образом, подпункт 6 пункта 2.2 раздела 2 Порядка, устанавливающий обязательное требование для ТОС предоставления только копии свидетельства о государственной регистрации юридических лиц, противоречит части 3 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ и пункту 1 приказа Министерства финансов РФ и ФНС.

Кроме того, пунктом 2.7 раздела 2 Порядка предусмотрены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на предоставление грантов, среди которых подпунктом 9 установлен отказ в случае, если конкурсные документы представлены не в полном объеме.

Таким образом, непредоставление ТОС копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица влечет отказ в допуске к участию в конкурсе на предоставление грантов, что является коррупциогенным фактором, заключающимся в установлении для организаций (в данном случае для ТОС) трудновыполнимых и обременительных требований, в части установления обязательного требования по предоставлению указанного выше документа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В целях устранения коррупциогенного фактора разработан и согласован проект постановления Правительства Республики Хакасия «О внесении изменений в Порядок предоставления грантов Республики Хакасия в целях поддержки общественных инициатив территориальных общественных самоуправлений, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.07.2019 № 357».

 

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающиеся в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения (пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), а также коррупциогенные факторы, содержащие нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96) выявлены в постановлении Правительства Республики Хакасия от 24.05.2019 № 243 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее – постановление Правительства РХ № 234).

1. Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия от 15.07.2019 № 50-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере добровольчества (волонтерства) в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ), пунктом 3 части 1 статьи 4 которого утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями отнесено к полномочиям Правительства Республики Хакасия.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, Законом Республики Хакасия № 50-ЗРХ Правительство Республики Хакасия наделено указанным выше полномочием.

Однако подпунктом 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Федеральные органы исполнительной власти в сфере добровольчества (волонтерства) утверждают порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (подпункт 4 пункта 2 статьи 17.3 Федерального закона № 135-ФЗ.

Кроме того, подпунктом 3 пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Таким образом, принятие указанных порядков осуществляется каждым конкретным органом государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона № 135-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее - постановление Правительства РФ № 1425).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ № 1425 федеральным органам исполнительной власти в соответствии с утвержденным перечнем видов деятельности поручено утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Во исполнение вышеуказанной нормы федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты по утверждению данного порядка (например, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2019 № 30н, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.03.2019 № 103 и т.д.)

Пунктом 3 постановления Правительства РФ № 1425 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано, при разработке порядков, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении своих порядков опираются не столько на общие требования, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1425, сколько на соответствующие порядки конкретных федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством РФ № 1425.

Исходя из того, что постановление Правительства РХ № 234 в совокупности с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 15.07.2019 № 50-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере добровольчества (волонтерства) в Республике Хакасия» не содержит возможности для органов исполнительной власти Республики Хакасия утвердить соответствующие порядки взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утверждая данный порядок как единственно возможный, можно сделать вывод, что его утверждение как единственно возможного не входит в компетенцию Правительства Республики Хакасия.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, выражающимся в нарушении компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (подпункт «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

2. Как указывалось выше, данный Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями является обязательным и окончательным для всех органов исполнительной власти Республики Хакасия.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам исполнительной власти Республики Хакасия, учреждениям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее – предложение). 

При этом, согласно пункту 3 Порядка, орган исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственные ему государственное учреждение регистрируют предложение в день поступления и по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:

о принятии предложения;

об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что орган исполнительной власти, учреждение информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

При этом, в соответствии с пунктом 6 Порядка организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения принять предложение вправе направить органу исполнительной власти, являющемуся учредителем учреждения, аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном настоящим Порядком, то есть также предусматривается возможность отказа.

Однако Порядком не определены основания для отказа в принятии предложения добровольческой организации о намерении взаимодействовать.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 135-ФЗ организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности являются некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Под словом «порядок», согласно Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, понимается последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь, в том числе и основания осуществления определенных действий. 

Отсутствие оснований для принятия решения об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, который может повлечь за собой злоупотребление со стороны должностных лиц органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им учреждений, при принятии соответствующих решений, а также нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.

В целях устранения коррупциогенного фактора разработан и согласован проект постановления Правительства Республики Хакасия «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 24.05.2019 № 243 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

В течение 3 квартала 2019 года Управлением проведено 36 экспертиз проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия. Коррупциогенные факторы выявлены в 2 проектах нормативных правовых актов Республики Хакасия:

- проект закона Республики Хакасия № 15-37/62-7 «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Хакасия»;

- проект закона Республики Хакасия № 15-37/64-7 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О налоге на имущество организаций».

В отношении всех проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, в которых выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства, заключения направлялись в Верховый Совет Республики Хакасия для устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Выявленными коррупциогенными факторами явились:

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, выражающиеся в юридико-лингвистической неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (пп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в проектах закона Республики Хакасия № 15-37/62-7 «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Хакасия» и № 15-37/64-7 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О налоге на имущество организаций».

1. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/62-7 «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Хакасия» (далее – проект закона № 15-37/62-7).

1. Пунктом 1 статьи 3 проекта закона № 15-37/62-7 установлено, что региональный инвестиционный проект, реализуемый на территории Республики Хакасия, должен удовлетворять следующему требованию - в течение срока реализации регионального инвестиционного проекта уровень среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта должен быть не ниже уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете одного работника по соответствующему виду экономической деятельности в Республике Хакасия.

2. Пунктом 2 статьи 3 проекта закона установлено, что региональный инвестиционный проект, реализуемый на территории Республики Хакасия, должен удовлетворять следующему требованию - реализация регионального инвестиционного проекта должна обеспечивать положительный бюджетный эффект стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта, рассчитанный в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия.

Однако ни в тексте проекта закона, ни в федеральном законодательстве не установлено, что именно понимается под терминами «среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете одного работника по соответствующему виду экономической деятельности», «положительный бюджетный эффект стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика».

Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/64-7 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О налоге на имущество организаций» (далее – проект закона № 15-37/64-7).

Частью 3 статьи 33, предлагаемой в пункте 1 статьи 1 проекта закона № 15-37/64-7, установлено, что применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, прекращается с налогового периода, за который налогоплательщик не обеспечивает положительный бюджетный эффект стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика, рассчитанный в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия. 

Термин «положительный бюджетный эффект стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика» не имеет определения ни в действующем федеральном законодательстве, ни в законодательстве Республики Хакасия.

Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В настоящее время указанные проекты не приняты, находятся на стадии доработки.

 

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований, и их проектов в 3 квартале 2019 года

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством юстиции Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Республики Хакасия.

Реализуя полномочия в сфере обеспечения единства правового пространства и противодействия коррупции, Управлением организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований Республики Хакасия (далее – устав) и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – МПА о внесении изменений в устав) при их государственной регистрации.

Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов (МПА о внесении изменений в устав) основана на положениях Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Приказ Минюста России № 77).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), устанавливающего порядок проведения государственной регистрации уставов (МПА о внесении изменений в устав), решение о государственной регистрации устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав) принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав).

Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, пункта 3 части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования. 

В случае выявления в уставе (МПА о внесении изменений в устав) факторов коррупциогенной направленности, заключение об отказе в государственной регистрации устава (МПА о внесении изменений в устав) направляется главе муниципального образования, представившему муниципальный правовой акт на государственную регистрацию, копия заключения – в прокуратуру Республики Хакасия (пункт 2 Приказа Минюста России № 77).

Помимо этого, Управление также участвует в процессе муниципального нормотворчества путем осуществления правовой оценки поступающих в Управление проектов уставов (проектов МПА о внесении изменений в устав) на соответствие их положений нормам Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, правилам юридической техники, так и на наличие (отсутствие) в них коррупциогенных факторов.

В 3 квартале 2019 года антикоррупционная экспертиза проводилась в отношении 20 МПА о внесении изменений в устав и 18 проектов МПА о внесении изменений в устав. 

Коррупциогенные факторы в указанных МПА о внесении изменений в устав (проектах МПА о внесении изменений в устав) не выявлялись.

Отсутствие коррупциогенных факторов в МПА о внесении изменений в устав, поступивших на государственную регистрацию в 3 квартале 2019 года, объясняется продолжением сотрудничества органов местного самоуправления и Управления по направлению проектов МПА о внесении изменений в устав на проверку и согласование в Управление, а также проводимой Управлением разъяснительной работой с органами местного самоуправления в ходе индивидуальных рабочих встреч, на которых специалистами Управления оказывается методическая и практическая помощь по разработке и принятию МПА о внесении изменений в устав (проекта МПА о внесении изменений в устав), в целях предупреждения коррупциогенных факторов и противоречий федеральному и региональному законодательству.

Так, в 3 квартале 2019 года 99 % принимаемых МПА о внесении изменений в устав прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в Управлении на стадии разработки, тогда как в 2018 году - 90%.

11 октября 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).