Вы здесь

В целях правового просвещения граждан подготовлена статья «Апостиль»

Апостиль

 

Отношения, возникающие в связи с проставлением апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 28.11.2015 N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" (далее – Федеральный Закон N 330-ФЗ).

Апостиль - штамп, соответствующий требованиям, Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 5 октября 1961 г. (далее – Конвенция) и указанного Федерального закона, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Согласно ст. 5 Федерального Закона N 330-ФЗ в качестве российских официальных документов рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

•федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

•федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;

•органами прокуратуры Российской Федерации;

•органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

•органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

•государственными и муниципальными учреждениями.

В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Перечень компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации на официальных документах в соответствии с установленной сферой деятельности, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 479:

•Министерство обороны Российской Федерации;

•Генеральная прокуратура Российской Федерации;

•Федеральное архивное агентство; 

•Министерство внутренних дел Российской Федерации (на территории Республики Хакасия – Информационный центр Министерства внутренних дел Республики Хакасия);

•Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (на территории Республики Хакасия – Министерство культуры Республики Хакасия);

•Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния (на территории Республики Хакасия – Департамент записи актов гражданского состояния Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия);

•Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации и документов об ученых степенях, ученых званиях (на территории Республики Хакасия – Министерство образования и науки Республики Хакасия); 

•Министерство юстиции Российской Федерации (на территории Республики Хакасия – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление Минюста).

Порядок проставления апостиля указанными компетентными органами устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предоставление государственных услуг (ст. 4 Федерального Закона N 330-ФЗ).

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (в том числе Управление Минюста) предоставляют государственную услугу по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации (далее – Государственная услуга) на основании Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 04.05.2017 N 75 (далее – Административный регламент).

По общему правилу Государственная услуга предоставляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов в Минюст России или территориальный орган Минюста России (Управление Минюста). Вместе с тем, срок предоставления Государственной услуги в случае необходимости истребования образца подписи, оттиска печати/штампа и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ, может быть продлен до 30 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов (пп. 20, 22 Административного регламента).

Для предоставления Государственной услуги заявителем в Управление Минюста представляются:

•документ, удостоверяющий личность заявителя (при представлении официальных документов лично заявителем);

•письменный запрос по форме, установленной Административным регламентом, о предоставлении Государственной услуги (только в случае направления документов для предоставления Государственной услуги почтовой связью или курьерской службой доставки);

•официальный документ, исходящий от органов или лиц, указанных в пункте 54 Административного регламента, и подлежащий вывозу за пределы территории Российской Федерации на территорию иностранного государства - участника Конвенции;

•документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ). 

Письменный запрос о предоставлении Государственной услуги должен содержать обращение с просьбой проставить апостиль на официальном(ых) документе(ах), прилагаемом(ых) к запросу (п. 25 Административного регламента).

При обращении за проставлением апостиля плательщик уплачивает государственную пошлину до проставления апостиля в размере 2500 рублей за каждый документ (ст. 333.33, 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).

В предоставлении Государственной услуги (проставлении апостиля) отказывается по следующим основаниям:

•официальный документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации в соответствии  в соответствии с Законом СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из Союза Советских Социалистических Республик за границу";

•официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов;

•лицо, подписавшее официальный документ, не обладает полномочием на его подписание;

•подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не соответствуют имеющимся в Минюсте России или его территориальном органе образцам;

•подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не могут быть удостоверены Управлением Минюста ввиду отсутствия в Управлении Минюста образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати/штампа и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит официальный документ, а также неподтверждения им факта совершения официального документа;

•официальный документ совершен дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;

•официальный документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;

•в Управление Минюста поступила документально подтвержденная информация о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным официальный документ, представленный для предоставления государственной услуги. 

Рассмотрим на практике порядок проставления апостиля на документе. Так, например, гражданин И. обратился к нотариусу, осуществляющему нотариальную деятельность на территории Республики Хакасия, за удостоверением доверенности гражданину П. на продажу квартиры в Германии. Гаагская конвенция подписана Германией 05.10.1961 г. и вступила для нее в силу 13.02.1966 г. Таким образом, российский официальный документ (в нашем случае – нотариально удостоверенная доверенность, оформленная нотариусом Республики Хакасия), подлежащий вывозу за пределы территории Российской Федерации (в данном случае – в Германию), должен быть легализован Управлением Минюста путем проставления апостиля, удостоверяющего, таким образом, подлинность подписи и печати нотариуса, которыми скреплен этот документ.

Как правило, документ, выполненный на русском языке, требуется перевести на язык страны, на территории которой он будет предъявляться. При этом следует знать, что обращаться за переводом документа необходимо после того, как на нем будет проставлен апостиль, поскольку текст апостиля также подлежит переводу.

Вместе с тем, следует отметить, что ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в Минске государствами - членами СНГ (далее – Минская конвенция), определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо дополнительного удостоверения, то есть без легализации. Например, для Белоруссии, Узбекистана, Казахстана Минская конвенция вступила в силу 19.05.1994. Согласно ст. 13 Минской конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

 

17 сентября 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).