Вы здесь

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, вносящих изменения в них, во 2 квартале 2019 года

Исходя из подпункта 17 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, являясь территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, осуществляет полномочие по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При проведении антикоррупционной экспертизы Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) руководствуется положениями Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями) (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 96), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями).

Во 2 квартале 2019 года Управлением проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 388 нормативных правовых актов Республики Хакасия, при этом в 3 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы: 

- Закон Республики Хакасия 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции Законов Республики Хакасия от 26.06.2006 № 25-ЗРХ, 11.12.2006 № 70-ЗРХ, 25.12.2007 № 100-ЗРХ, 30.06.2008 № 25-ЗРХ, 04.05.2009 № 35-ЗРХ, 09.06.2009 № 53-ЗРХ, 19.10.2009 № 100-ЗРХ, 09.07.2010 № 77-ЗРХ, 02.12.2010 № 113-ЗРХ, 12.05.2011 № 41-ЗРХ, 01.07.2011 № 56-ЗРХ, 30.09.2011 № 79-ЗРХ, 20.12.2011 № 127-ЗРХ, 20.12.2011 № 128-ЗРХ, 09.07.2012 № 74-ЗРХ, 29.04.2013 № 32-ЗРХ, 03.06.2013 № 38-ЗРХ, 22.10.2013 № 89-ЗРХ, 03.12.2013 № 99-ЗРХ, 14.04.2014 № 22-ЗРХ, 08.12.2014 № 101-ЗРХ, 15.12.2014 № 116-ЗРХ, 11.03.2015 № 17-ЗРХ, 08.04.2015 № 29-ЗРХ, 14.07.2015 № 71-ЗРХ, 19.08.2015 № 74-ЗРХ, 12.10.2015 № 79-ЗРХ, 07.12.2015 № 111-ЗРХ, 05.02.2016 № 07-ЗРХ, 11.11.2016 № 80-ЗРХ, 06.12.2016 № 86-ЗРХ, 20.12.2016 № 108-ЗРХ, 13.06.2017 № 45-ЗРХ, 07.12.2017 № 85-ЗРХ, 07.12.2017 № 90-ЗРХ, 12.02.2018 № 02-ЗРХ, 15.03.2018 № 13-ЗРХ, 13.07.2018 № 47-ЗРХ, 10.12.2018 № № 63-ЗРХ, 10.12.2018 № 69-ЗРХ, 11.03.2019 № 12-ЗРХ, 12.04.2019 № 17-ЗРХ);

- постановление Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 № 250 «О мерах по реализации статьи 13 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 09.07.2007 № 217, 14.10.2009 № 442, 14.12.2009 № 577, 21.12.2009 № 591, 15.02.2010 № 48, 07.12.2011 № 843, 09.10.2012 № 673, 02.03.2016 № 81, 20.06.2017 № 312, 26.03.2019 № 99, 29.04.2019 № 195);

- приказ Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 24.11.2014 № 240д «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг» (в редакции приказов Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 30.12.2014 № 290д, 17.02.2015 № 32д, 25.11.2016 № 802д, Министерства социальной защиты Республики Хакасия от 18.04.2017 № 234д).

В отношении всех нормативных правовых актов Республики Хакасия, в которых выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства, заключения направлялись в Прокуратуру Республики Хакасия для принятия мер прокурорского реагирования, в органы государственной власти Республики Хакасия для устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Выявленными коррупциогенными факторами явились:

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающиеся в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения (пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), а также коррупциогенные факторы, содержащие чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящие к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт (пп. «г» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96) выявлены в Законе Республики Хакасия 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции Законов Республики Хакасия от 26.06.2006 № 25-ЗРХ, 11.12.2006 № 70-ЗРХ, 25.12.2007 № 100-ЗРХ, 30.06.2008 № 25-ЗРХ, 04.05.2009 № 35-ЗРХ, 09.06.2009 № 53-ЗРХ, 19.10.2009 № 100-ЗРХ, 09.07.2010 № 77-ЗРХ, 02.12.2010 № 113-ЗРХ, 12.05.2011 № 41-ЗРХ, 01.07.2011 № 56-ЗРХ, 30.09.2011 № 79-ЗРХ, 20.12.2011 № 127-ЗРХ, 20.12.2011 № 128-ЗРХ, 09.07.2012 № 74-ЗРХ, 29.04.2013 № 32-ЗРХ, 03.06.2013 № 38-ЗРХ, 22.10.2013 № 89-ЗРХ, 03.12.2013 № 99-ЗРХ, 14.04.2014 № 22-ЗРХ, 08.12.2014 № 101-ЗРХ, 15.12.2014 № 116-ЗРХ, 11.03.2015 № 17-ЗРХ, 08.04.2015 № 29-ЗРХ, 14.07.2015 № 71-ЗРХ, 19.08.2015 № 74-ЗРХ, 12.10.2015 № 79-ЗРХ, 07.12.2015 № 111-ЗРХ, 05.02.2016 № 07-ЗРХ, 11.11.2016 № 80-ЗРХ, 06.12.2016 № 86-ЗРХ, 20.12.2016 № 108-ЗРХ, 13.06.2017 № 45-ЗРХ, 07.12.2017 № 85-ЗРХ, 07.12.2017 № 90-ЗРХ, 12.02.2018 № 02-ЗРХ, 15.03.2018 № 13-ЗРХ, 13.07.2018 № 47-ЗРХ, 10.12.2018 № № 63-ЗРХ, 10.12.2018 № 69-ЗРХ, 11.03.2019 № 12-ЗРХ, 12.04.2019 № 17-ЗРХ) (далее – Закон).

Статья 13 Закона регулирует денежное содержание и фонд оплаты труда лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 13 Закона, денежное содержание лиц, замещающих государственные должности, состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются доплаты к должностному окладу, в том числе надбавка к должностному окладу за особые условия труда, размер которой лицам, замещающим государственные должности в Верховном Совете Республики Хакасия, определяется Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия, иным лицам, замещающим государственные должности, - нормативным правовым актом Правительства Республики Хакасия.

Таким образом, в настоящее время Закон не содержит норм, непосредственно устанавливающих размер надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона указанная надбавка должна быть установлена таким образом, чтобы ее размер находился в пределах установленного фонда оплаты труда лицам, замещающим государственные должности в соответствующем государственном органе Республики Хакасия, при этом порядок осуществления доплат лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия, в Правительстве Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в иных государственных органах также отсутствует в указанном Законе и устанавливается Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия, а также руководителями соответствующих государственных органов соответственно.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 13 Закона фонд оплаты труда лиц, замещающих государственные должности, формируется за счет средств, предусмотренных для выплаты денежного содержания лицам, замещающим государственные должности, состоящего из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных в соответствии с настоящей статьей.

Вместе с тем, данный Закон не содержит норм о предельных размерах или количестве надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия.

Таким образом, нормы, содержащиеся в ч.ч. 2, 3, 5 ст. 13 Закона, в своей совокупности не позволяют однозначно ответить на вопросы: что первично по своей природе для формирования - фонд оплаты труда или надбавка за особые условия труда, ее размер и количество (периодичность) в год; сколько раз в году указанная надбавка может быть изменена, а соответственно и может быть изменен фонд оплаты труда указанных лиц.

Отсутствие четкого определения норм, касающихся формирования фонда оплаты труда в части установления размера надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, может повлечь злоупотребление полномочиями при ее назначении и выплате, поскольку в настоящее время ее размер и порядок выплаты ограничен лишь усмотрением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, а также руководителя соответствующего государственного органа.

Отсутствие оснований принятия решения, выражающееся в предоставлении полномочий Президиуму Верховного Совета Республики Хакасия, а также руководителям соответствующего органа по собственному усмотрению устанавливать размер вышеуказанной надбавки лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, и порядок ее выплаты, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выражающимся в широте дискреционных полномочий.

Кроме того, наличие коррупциогенного фактора в положениях ч.ч. 2, 3, 5 ст. 13 Закона, в части неустановления предельных размеров надбавки или ее количества и делегирования таких полномочий Президиуму Верховного Совета и руководителям соответствующих государственных органов приведет к принятию данными органами подзаконных правовых актов, которые будут устанавливать такие надбавки по своему усмотрению, что может привести к злоупотреблению ими полномочиями по установлению и выплате надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Так, постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.04.2019 № 195 внесены изменения в постановление Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 № 250 «О мерах по реализации статьи 13 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (далее – постановление № 250).

Пунктом 4 постановления № 250 предусмотрено установить лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия (за исключением лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия), и Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия (далее - лица, замещающие государственные должности) размер надбавки к должностному окладу за особые условия труда до четырехкратного размера денежного содержания по соответствующей государственной должности Республики Хакасия.

Вместе с тем, данная норма не содержит в себе периодичность выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности, что может привести к злоупотреблению со стороны Президиума Правительства Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия (подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Порядка осуществления доплат к должностному окладу лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в Правительстве Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия) при определении количества указанных выплат в течение месяца (квартала, года). Кроме того, указанная норма в своей совокупности с частью 5 статьи 13 Закона не позволяет рассчитать фонд оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия.

Кроме того, постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 31.05.2011 № 145-п утверждено Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия (далее – Положение), пунктом 3.1 которого установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда (сложность интенсивность, напряженность, специальный режим работы) до 100 процентов должностного оклада в месяц.

Однако указанное выше постановление по форме своей не является нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с Законом Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (с последующими изменениями) не входит в систему нормативных правовых актов Республики Хакасия, что может способствовать изменению размера надбавки к должностному окладу за особые условия труда лиц, замещающих государственные должности в Верховном Совете Республики Хакасия, и периодичности ее выплаты, по усмотрению принимающего данный акт органа в упрощенном порядке нормотворчества. 

Таким образом, неурегулированность в Законе вопросов предельного размера или количества надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности, отсутствие четкого порядка формирования фонда оплаты труда для лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, приводящее к чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества, является также коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «г» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выражающимся в чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества.

Законом Республики Хакасия от 10.06.2019 № 39-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия»» внесены изменения, тем самым коррупциогенные факторы устранены. 

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающиеся в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения (пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96) выявлены в постановлении Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 № 250 «О мерах по реализации статьи 13 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 09.07.2007 № 217, 14.10.2009 № 442, 14.12.2009 № 577, 21.12.2009 № 591, 15.02.2010 № 48, 07.12.2011 № 843, 09.10.2012 № 673, 02.03.2016 № 81, 20.06.2017 № 312, 26.03.2019 № 99, 29.04.2019 № 195).

Пунктом 1 постановления утвержден Порядок осуществления доплат к должностному окладу лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в Правительстве Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия (далее – Порядок). 

При этом, пунктом 4 постановления предусмотрено установить лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия (за исключением лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия), и Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия (далее - лица, замещающие государственные должности) размер надбавки к должностному окладу за особые условия труда до четырехкратного размера денежного содержания по соответствующей государственной должности Республики Хакасия.

Согласно разделу 2.1 Порядка надбавка к должностному окладу за особые условия труда устанавливается:

Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия - постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия;

лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, - распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.

Иных норм, регулирующих процедуру установления надбавки к должностному окладу за особые условия труда, в постановлении не содержится.  

Вместе с тем, вышеуказанные нормы постановления не содержат в себе периодичность выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности, что может привести к злоупотреблению со стороны Президиума Правительства Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия при определении количества указанных выплат в течение месяца (квартала, года). 

Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Так, исходя из преамбулы постановления, оно принято в соответствии со статьей 13 Закона № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) (далее – Закон 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ)).

При этом, как отмечалось ранее, статья 13 Закона № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) регулирует денежное содержание и фонд оплаты труда лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 13 Закона № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ), денежное содержание лиц, замещающих государственные должности, состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются доплаты к должностному окладу, в том числе надбавка к должностному окладу за особые условия труда, размер которой лицам, замещающим государственные должности в Верховном Совете Республики Хакасия, определяется Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия, иным лицам, замещающим государственные должности, - нормативным правовым актом Правительства Республики Хакасия.

Таким образом, Закон № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) также не содержит норм, непосредственно устанавливающих размер надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) указанная надбавка должна быть установлена таким образом, чтобы ее размер находился в пределах установленного фонда оплаты труда лицам, замещающим государственные должности в соответствующем государственном органе Республики Хакасия, при этом порядок осуществления доплат лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия, в Правительстве Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия в иных государственных органах также отсутствует в указанном Законе и устанавливается Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия и Правительством Республики Хакасия, а также руководителями соответствующих государственных органов соответственно.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ) фонд оплаты труда лиц, замещающих государственные должности, формируется за счет средств, предусмотренных для выплаты денежного содержания лицам, замещающим государственные должности, состоящего из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных в соответствии с настоящей статьей.

Вместе с тем, ни Закон № 9-ЗРХ (в редакции Закона Республики Хакасия от 12.04.2019 № 17-ЗРХ), ни постановление не содержат норм о периодичности выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия труда лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, что также не позволяет однозначно ответить на вопросы: что первично по своей природе для формирования - фонд оплаты труда или надбавка за особые условия труда, сколько раз в году указанная надбавка может быть изменена, а соответственно и может быть изменен фонд оплаты труда указанных лиц.

Таким образом, правовые нормы, установленные пунктом 4 постановления, разделом 2.1 Порядка  в части неустановления периодичности выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия труда, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупцинной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов», являются коррупциогенным фактором, выразившимся в широте дискреционных полномочий, - отсутствии или неопределенности условий или оснований принятия решений.

Коррупциогенные факторы, содержащие завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в приказе Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 24.11.2014 № 240д «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг» (в редакции приказов Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 30.12.2014 № 290д, 17.02.2015 № 32д, 25.11.2016 № 802д, Министерства социальной защиты Республики Хакасия от 18.04.2017 № 234д).

Приказом утвержден Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Республике Хакасия (далее – Порядок).

Согласно пункту 4 раздела II Порядка включение сведений о поставщике осуществляется на добровольной основе. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 раздела II Порядка для включения в реестр юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания населения, представляют в Министерство социальной защиты Республики Хакасия (далее – Министерство) копии учредительных документов, заверенных руководителем и скрепленных печатью. 

При этом в соответствии подпунктом 6 пункта 7 раздела IV Порядка во включении юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя в реестр отказывается в случае, если копии документов не заверены в установленном порядке (при направлении документов по почте).

Таким образом, подпунктом 2 пункта 4 раздела II Порядка установлено обязательное условие для всех юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания населения, по предоставлению копий учредительных документов, заверенных руководителем и скрепленных печатью, несоблюдение которого, с учетом подпункта 6 пункта 7 раздела IV Порядка, влечет отказ включения последних в реестр поставщиков социальных услуг.

Кроме того, исходя из подпункта 3 пункта 7 раздела IV Порядка основанием для отказа во включении юридического лица в реестр являются документы, напечатанные (написанные) нечетко и неразборчиво, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, исправления, за исключением исправлений скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица. 

Между тем необходимо отметить следующее.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ) определено, что поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. 

При этом, положениями части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с последующими изменениями), части 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных общества» (с последующими изменениями) установлено, что общества вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. 

Федеральным законом № 442-ФЗ для поставщика социальных услуг, а именно для юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющего социальное обслуживание, обязанность иметь печать не предусмотрена. 

Таким образом, юридические лица в вышеуказанных организационно-правовых формах вправе, но не обязаны иметь печать. 

Требования, установленные подпунктом 2 пункта 4 раздела II, подпунктом 3 пункта 7 раздела IV Порядка, в части установления для юридического лица, а именно для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, обязательного требования по заверению документов печатью (в том числе исправлений в их содержании), может послужить основанием для отказа во включении указанных форм юридического лица в реестр.

Таким образом, правовые нормы, установленные подпунктом 2 пункта 4 раздела II Порядка, подпунктом 3 пункта 7 раздела IV Порядка в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в той части, в которой распространяют свое действие на юридических лиц в формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, являются коррупциогенным фактором, выразившимся в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к организациям. 

В течение 2 квартала 2019 года Управлением проведено 54 экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия. Коррупциогенные факторы в проектах нормативных правовых актов Республики Хакасия не выявлялись.

 

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований, и их проектов во 2 квартале 2019 года

 

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством юстиции Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Республики Хакасия.

Реализуя полномочия в сфере обеспечения единства правового пространства и противодействия коррупции, Управлением организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований Республики Хакасия (далее – устав) и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – МПА о внесении изменений в устав) при их государственной регистрации.

Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов (МПА о внесении изменений в устав) основана на положениях Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Приказ Минюста России № 77).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), устанавливающего порядок проведения государственной регистрации уставов (МПА о внесении изменений в устав), решение о государственной регистрации устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав) принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав).

Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, пункта 3 части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования. 

В случае выявления в уставе (МПА о внесении изменений в устав) факторов коррупциогенной направленности, заключение об отказе в государственной регистрации устава (МПА о внесении изменений в устав) направляется главе муниципального образования, представившему муниципальный правовой акт на государственную регистрацию, копия заключения – в прокуратуру Республики Хакасия (пункт 2 Приказа Минюста России № 77).

Помимо этого, Управление также участвует в процессе муниципального нормотворчества путем осуществления правовой оценки поступающих в Управление проектов уставов (проектов МПА о внесении изменений в устав) на соответствие их положений нормам Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, правилам юридической техники, так и на наличие (отсутствие) в них коррупциогенных факторов.

Во 2 квартале 2019 года антикоррупционная экспертиза проводилась в отношении 61 МПА о внесении изменений в устав и 23 проектов МПА о внесении изменений в устав. 

Коррупциогенные факторы в указанных МПА о внесении изменений в устав (проектах МПА о внесении изменений в устав) не выявлялись.

Отсутствие коррупциогенных факторов в МПА о внесении изменений в устав, поступивших на государственную регистрацию во 2 квартале 2019 года, объясняется продолжением сотрудничества органов местного самоуправления и Управления по направлению проектов МПА о внесении изменений в устав на проверку и согласование в Управление, а также проводимой Управлением разъяснительной работой с органами местного самоуправления в ходе индивидуальных рабочих встреч, на которых специалистами Управления оказывается методическая и практическая помощь по разработке и принятию МПА о внесении изменений в устав (проекта МПА о внесении изменений в устав), в целях предупреждения коррупциогенных факторов и противоречий федеральному и региональному законодательству.

Так, во 2 квартале 2019 года 98 % принимаемых МПА о внесении изменений в устав прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в Управлении на стадии разработки, тогда как в 2018 году - 90%.

12 июля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).