Вы здесь

О результатах государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в первом полугодии 2019 года (по состоянию на 19.06.2019)

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством юстиции Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Республики Хакасия.

В соответствии с возложенными задачами в полномочия Управления входит, в том числе, осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований (далее – устав) и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений в эти уставы (далее – МПА о внесении изменений в устав).

Основные требования к содержанию и порядку принятия устава (МПА о внесении изменений в устав) изложены в статье 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в том числе установлено, что устав, МПА о внесении изменений в устав подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Государственная регистрация уставов, МПА о внесении изменений в устав осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ).

Названный федеральный закон также устанавливает требования к порядку представления устава, МПА о внесении изменений в устав на государственную регистрацию (срокам, оформлению, пакету документов).

Частью 2 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.

Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований основана на положениях Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями).

Помимо вышеуказанных актов, действия регистрирующего органа в части проведения государственной регистрации регламентируются приказом Минюста Российской Федерации от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований».

Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 Федерального закона          № 97-ФЗ, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

В первом полугодии 2019 года (по состоянию на 19.06.2019) в Управление поступило 109 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - МПА), из них зарегистрировано 103, на государственной регистрации 6.

 По результатам проверки указанных актов, решения об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы Управлением не принимались.

Отсутствию в первом полугодии 2019 года отказов в государственной регистрации МПА о внесении изменений в уставы способствовала активная совместная работа Управления и органов местного самоуправления с использованием различных форм и методов, например, оказание консультативной помощи путем дачи консультаций как на личном приеме, так и в телефонном режиме, по вопросам подготовки проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, подготовки пакета документов для государственной регистрации, а также путем переписки по электронной почте.

Практически все главы муниципальных образований республики направляют в Управление разработанные ими проекты решений на предварительное согласование и доработку, поскольку это позволяет выявить и устранить нарушения действующего законодательства еще на стадии разработки проекта решения и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в государственной регистрации. Именно такой вид индивидуального взаимодействия с органами местного самоуправления наиболее востребован в республике.

Так, по состоянию на 19.06.2019 Управлением рассмотрено и согласовано 88 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав.

В целях повышения качества подготовки муниципальных правовых актов, снижения количества отказов в государственной регистрации, оказания практической помощи главам муниципальных образований Управление активно использует Интернет-сайт, на котором помимо общих вопросов, касающихся государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений, в т.ч. образцов документов, размещается информация для органов местного самоуправления, например, об изменениях действующего законодательства, о разработанных Управлением проектах муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

За весь период осуществления функции по государственной регистрации уставов муниципальных образований, МПА о внесении изменений в устав регистрационные действия Управления не обжаловались.

 

20 июня 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).