Вы здесь

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, вносящих изменения в них в 1 квартале 2019 года

Исходя из подпункта 17 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, являясь территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, осуществляет полномочие по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При проведении антикоррупционной экспертизы Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) руководствуется положениями Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями) (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 96), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями).

В 1 квартале 2019 года Управлением проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 396 нормативных правовых актов Республики Хакасия.  Коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах Республики Хакасия не выявлены. 

В течение 1 квартала 2019 года Управлением проведено 38 экспертиз проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, при этом в 4 проектах выявлены коррупциогенные факторы:

- проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия», поступивший в Управление на предварительную экспертизу;

- проект закона Республики Хакасия № 15-37/19-7 «О мерах социальной поддержки граждан, относящих к категории «дети войны», в Республике Хакасия»;

- проект закона Республики Хакасия 15-37/22-7 «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия»;

- проект закона Республики Хакасия № 15-37/06-7 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Хакасия».

Выявленными коррупциогенными факторами явились:

1. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающиеся в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения (пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в следующих проектах нормативных правовых актов: 

- проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (далее – проект закона РХ).

Проектом закона вносятся изменения в приложение 4, утвержденное Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе» (с последующими изменениями) (далее – Порядок заключения договора о целевом обучении).

Пунктом 3 проекта закона РХ предлагается изложить пункт 6 Порядка заключения договора о целевом обучении в следующей редакции: «Конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, а также по результатам конкурсных процедур в форме тестирования и индивидуального собеседования». 

Далее пунктами 6.1 и 6.2 Порядка заключения договора о целевом обучении предусмотрена процедура проведения тестирования и индивидуального собеседования. 

При этом, проектом закона РХ предлагается дополнить рассматриваемый Порядок заключения договора о целевом обучении пунктом 6.3, предусматривающим, что методика оценки претендентов определяется муниципальным правовым актом и должна содержать балльную систему оценки по каждому из критериев оценки претендентов, указанных в пунктах 6.1 и 6.2. Порядка. 

Между тем, как указано в решении Верховного суда Республики Хакасия от 04.06.2018 № 3А-123/2018, указание в положениях Порядка заключения договора о целевом обучении лишь на возможные виды проводимых конкурсных процедур (индивидуальное собеседование, тестирование), без каких-либо критериев оценки результатов таких процедур, порядка их проведения влечет лишение граждан гарантий полноценного и своевременного рассмотрения их заявлений и документов, касающихся заключения договора о целевом обучении, что свидетельствует о наличии в оспариваемой норме коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Проектом закона РХ предлагается внести изменения в пункт 7 Порядка заключения договора о целевом обучении, изложив его в следующей редакции: «Конкурсная комиссия проводит заседание по оценке участников конкурса и принимает решение о победителе конкурса либо об отсутствии победителя на право заключения договора о целевом обучении с гражданином в срок, указанный в объявлении о проведении конкурса. Решение конкурсной комиссии не позднее дня следующего за днем проведения конкурса оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании. Гражданам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня его завершения. 

При этом, с учетом внесенных изменений, пункт 6.3. Порядка заключения договора о целевом обучении изложен следующим образом: «Методика оценки претендентов определяется муниципальным правовым актом и должна содержать балльную систему оценки по каждому из критериев оценки претендентов, указанных в пунктах 6.1 и 6.2. Порядка. Победителем конкурса признается претендент, который набрал в сумме наибольшее количество баллов. При равном количестве баллов решение конкурсной комиссии принимается персонально по каждому претенденту открытым голосованием простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. 

Таким образом, пункт 7 Порядка заключения договора о целевом обучении предусматривает принятие конкурсной комиссией решения об отсутствии победителя конкурса, тогда как пункт 6.3. и иные положения данного Порядка не содержат оснований, при которых конкурсная комиссия вправе принять данное решение.

Правовая норма, установленная пунктом 7 Порядка заключения договора о целевом обучении, с учетом изменений, предлагаемых проектом закона, при отсутствии иных норм, предусматривающих основания для принятия решения об отсутствии победителя конкурса, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором, выразившемся в широте дискреционных полномочий, а именно отсутствии или неопределенности оснований для принятия решения. 

- Проект закона Республики Хакасия № 15-37/06-7 «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Хакасия» (далее – проект Закона РХ № 15-37/06-7).

Согласно части 15 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 01.10.2010 № 87-ЗРХ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Республике Хакасия» с учетом изменений, предлагаемых проектом закона, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия принимает решение об отказе в приеме заявки на приобретение права на получение разрешения на добычу копытных животных в следующих случаях:

1) не соблюдены требования к содержанию заявки, предусмотренной в части 8 настоящей статьи;

2) в заявке указаны недостоверные сведения;

3) заявка подана с нарушением порядка и сроков подачи заявлений, установленных в настоящей статье;

4) в заявке указаны сведения о добываемом охотничьем ресурсе, в отношении которого квота добычи охотничьих ресурсов и норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов не установлены;

5) заявитель, подавший заявку, подвергнут административному наказанию или имеет неснятую судимость за нарушение порядка пользования охотничьими ресурсам.   

При этом в предлагаемом проекте закона не указаны сроки принятия решения об отказе в приеме заявки на добычу охотничьих ресурсов, а также сроки и процедура уведомления заявителя об отказе в приеме заявки, что может повлечь необоснованное затягивание сроков при принятии должностными лицами соответствующих решений, повлечь нарушение прав и законных интересов лиц, обратившихся с заявкой на добычу охотничьих ресурсов.

Отсутствие или неопределенность сроков является коррупциогенным фактором, выражающийся в широте дискреционных полномочий, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, выражающиеся в наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в следующем проекте нормативного правового акта: 

- проект закона Республики Хакасия № 15-37/19-7 «О мерах социальной поддержки граждан, относящих к категории «дети войны», в Республике Хакасия»;

Статьей 3 проекта закона предусмотрена процедура отнесения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, к категории «дети войны». 

Так, согласно части 2 статьи 3 проекта закона гражданин, претендующий на отнесение к категории «дети войны» (далее также – заявитель), подает в уполномоченный орган:

1) заявление об отнесении к категории «дети войны»;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) сведения о проживании на территории Республики Хакасия в случае невозможности подтверждения проживания заявителя в Республике Хакасия паспортом заявителя.

При этом, согласно пункту 2 части 4 статьи 3 проекта закона предоставление заявителем документов в неполном объеме является основанием для принятия решения об отказе в отнесении к категории «дети войны». 

Так, согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. 

Между тем, из текста проекта закона не ясно, что понимается под сведениями о проживании на территории Республики Хакасия и какой именно документ (помимо паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации) должен представить заявитель для подтверждения своего проживания на территории Республики Хакасия, при этом не представление такого документа влечет отказ в принятии решения об отнесении к категории «дети войны». 

При этом, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

3. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, выражающееся в юридико-лингвистическая неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (пп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96), выявлены в следующих проектах нормативных правовых актов: 

- проект закона Республики Хакасия 15-37/22-7 «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия».

Пунктом 4 статьи 1 проекта закона предлагается дополнить Порядок заключения договора о целевом обучении пунктом 6.2, предусматривающим процедуру проведения индивидуального собеседования. 

При этом, согласно пункту 6.2 Порядка заключения договора о целевом обучении индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с претендентом, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают ему вопросы по теме, относящейся к области и виду его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой претендент отвечает на вопросы членов конкурсной комиссии в целях оценки теоретических знаний и личностных качеств претендента.

По результатам индивидуального собеседования каждый член конкурсной комиссии присуждает:

1) пять баллов, если претендент последовательно, в полном объеме раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины;

2) четыре балла, если претендент последовательно, в полном объеме раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки;

3) три балла, если претендент последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины, но допустил незначительные неточности и незначительные ошибки;

4) два балла, если претендент не в полном объеме раскрыл содержание темы, при ответе не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки;

5) один балл, если претендент не раскрыл содержание темы, при ответе не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки;

6) ноль баллов, если претендент не раскрыл содержание темы, при ответе неправильно использовал понятия и термины.

При этом ни в тексте Порядка заключения договора о целевом обучении, ни в предлагаемых изменениях, не установлено, что именно понимается под терминами «незначительные неточности», «незначительные ошибки», как они разграничиваются с понятиями «неточности и ошибки». Вышеуказанные термины по сути своей являются категориями оценочного характера, употребление которых в основаниях для принятия решения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, выражающееся в субъективном толковании данных понятий должностными лицами (членами комиссии). 

Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера относится к юридико-лингвистической неопределенности и является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

- Проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия».

Пунктом 2 проекта закона предлагается дополнить Порядок заключения договора о целевом обучении новым пунктом 5.2, предусматривающим, что несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме без уважительной причины являются основаниями для отказа гражданину в их приеме. 

При этом ни в тексте Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе», ни в Порядке заключения договора о целевом обучении не установлено, что именно понимается под термином «уважительная причина», который по сути своей является категорией оценочного характера, и употребление которого в основаниях для принятия решения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, выражающееся в субъективном толковании вышеуказанных понятий должностными лицами (членами комиссии), а также злоупотребление правом со стороны гражданина, претендующего на участие в конкурсе. 

Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера относится к юридико-лингвистической неопределенности и является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

Информация о результатах проведения антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований, и их проектов в 1 квартале 2019 года

 

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 (с последующими изменениями), основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством юстиции Российской Федерации государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Республики Хакасия.

Реализуя полномочия в сфере обеспечения единства правового пространства и противодействия коррупции, Управлением организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований Республики Хакасия (далее – устав) и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – МПА о внесении изменений в устав) при их государственной регистрации.

Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов (МПА о внесении изменений в устав) основана на положениях Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Приказ Минюста России № 77).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), устанавливающего порядок проведения государственной регистрации уставов (МПА о внесении изменений в устав), решение о государственной регистрации устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав) принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования (в т.ч. МПА о внесении изменений в устав).

Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, пункта 3 части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования. 

В случае выявления в уставе (МПА о внесении изменений в устав) факторов коррупциогенной направленности, заключение об отказе в государственной регистрации устава (МПА о внесении изменений в устав) направляется главе муниципального образования, представившему муниципальный правовой акт на государственную регистрацию, копия заключения – в прокуратуру Республики Хакасия (пункт 2 Приказа Минюста России № 77).

Помимо этого, Управление также участвует в процессе муниципального нормотворчества путем осуществления правовой оценки поступающих в Управление проектов уставов (проектов МПА о внесении изменений в устав) на соответствие их положений нормам Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, правилам юридической техники, так и на наличие (отсутствие) в них коррупциогенных факторов.

В 1 квартале 2019 года антикоррупционная экспертиза проводилась в отношении 49 МПА о внесении изменений в устав и 68 проектов МПА о внесении изменений в устав. 

Коррупциогенные факторы в указанных МПА о внесении изменений в устав (проектах МПА о внесении изменений в устав) не выявлялись.

Отсутствие коррупциогенных факторов в МПА о внесении изменений в устав, поступивших на государственную регистрацию в 1 квартале 2019 года, объясняется продолжением сотрудничества органов местного самоуправления и Управления по направлению проектов МПА о внесении изменений в устав на проверку и согласование в Управление, а также проводимой Управлением разъяснительной работой с органами местного самоуправления в ходе индивидуальных рабочих встреч, на которых специалистами Управления оказывается методическая и практическая помощь по разработке и принятию МПА о внесении изменений в устав (проекта МПА о внесении изменений в устав), в целях предупреждения коррупциогенных факторов и противоречий федеральному и региональному законодательству.

Так, в 1 квартале 2019 года 98 % принимаемых МПА о внесении изменений в устав прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в Управлении на стадии разработки, что является качественным изменением по сравнению со вторым полугодием 2018 года, в котором показатели составляли 90%.

 

17 апреля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).