Вы здесь

Об оказании международной правовой помощи гражданам по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств

Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России.

Истребование документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств осуществляется в рамках оказания международной правовой помощи в соответствии с:

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в Минске и Протоколом к данной Конвенции от  28.03.1997;

Федеральным законом от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2012 г. № 10489/124;

Методическими рекомендациями о применении международных норм об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 № 249;

нормами международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в частности, со странами Балтии).

При отсутствии международного договора документ может быть истребован с территории иностранного государства в соответствии с запросом (поручением) компетентного российского органа ЗАГС на основании международных принципов взаимности и вежливости (из Республики Абхазия, Южной Осетии).

Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 (далее – Административный регламент), наделены соответствующими полномочиями МИД России, Минюст России, консульские учреждения, территориальные органы Минюста России, органы ЗАГС. Территориальные органы МИД России оказывают содействие в решении вопросов истребования документов.

Истребование документов с территории иностранных государств осуществляется в рамках международной правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в Минске, действующей во взаимоотношениях России с государствами-участниками СНГ и Грузии (пункт 1 Решения Совета глав государств СНГ «Об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств» от 09.10.2009) (далее – Минская конвенция).

  Участниками Минской конвенции являются: Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Армения, Украина, Киргизская Республика, Республика Молдова, Азербайджанская Республика, Грузия, Туркменистан.

При выполнении статьи 5 Конвенции компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы – министерства юстиции. Такой порядок сношений предусмотрен с Республикой Узбекистан, Киргизской Республикой,  Азербайджанской Республикой, Грузией, Туркменистаном.

Ряд государств – участников СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Республика Молдова) ратифицировали Протокол к Конвенции 1997 года (далее – Протокол), в соответствии с которым упрощается процедура истребования и пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния, так как полномочиями по непосредственному межгосударственному взаимодействию по вопросам регистрации актов гражданского состояния наделены территориальные органы регистрации актов гражданского состояния указанных государств.

 Согласно статье 5 Конвенции в редакции Протокола главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации и органы ЗАГС непосредственно сносятся с соответствующими учреждениями юстиции и органами регистрации АГС иностранных государств, если последние также наделены этим правом.

Российская Федерация помимо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организующих деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории региона, в 2010 году наделила территориальные органы (отделы) ЗАГС полномочиями по осуществлению непосредственных сношений при оказании международной правовой помощи в рамках Протокола

Предоставление государственной услуги по истребованию личных документов носит заявительный характер. 

Круг заявителей по истребованию личных документов определен в пункте 2 Административного регламента. Перечень документов, подлежащих представлению заявителем для предоставления государственной услуги по истребованию документов, приведен в пунктах 16 и 17 Административного регламента. Основания для отказа в приеме документов приведены в пункте 20 Административного регламента. В пункте 21 Административного регламента закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по истребованию документов.

Для истребования документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств заявителю необходимо обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства и представить следующие документы:

•заявление об истребовании документа;

•документ (предъявляется), подтверждающий родство или представительство;

•документ, удостоверяющий личность;

•доверенность, удостоверенную в установленном порядке.

Заявитель также может представить документы в орган ЗАГС по почте.

Заявитель вправе при подаче заявления в орган ЗАГС представить по собственной инициативе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги, содержащий в соответствующих реквизитах серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, в качестве идентификатора сведений о физическом лице. Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа ему в предоставлении государственной услуги.

Бланк заявления и информацию о реквизитах для уплаты государственной пошлины заявитель может получить в органе ЗАГС при личном обращении. 

Заявление заполняется с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком (не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств).

Все графы заявления необходимо заполнять как можно более точной информацией, особенно наименование органа ЗАГС иностранного государства.  При отсутствии таких сведений в заявлении в разделе «дополнительные сведения» необходимо указать информацию, которая может помочь в поиске нужной актовой записи. По усмотрению заявителя заявление может быть дополнено копиями иных документов, наличие которых позволит облегчить и ускорить поиск необходимой актовой записи.

Так, например, Министерство юстиции Республики Азербайджан оставляет без рассмотрения запросы российских органов ЗАГС, в которых не уточнены места государственной регистрации актов гражданского состояния - наименование районных отделов ЗАГС г. Баку. При отсутствии таких сведений в заявлении в разделе «дополнительные сведения» необходимо указать информацию, которая может помочь в поиске нужной актовой записи, например, при истребовании сведений о рождении - место жительство родителей в г. Баку на момент рождения ребенка.

Для истребования повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии со статьей 9  Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» вправе обратиться:

лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственник умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);

опекуны лиц, признанных недееспособными;

иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина, размеры и сроки уплаты которой (и порядок взимания которой) установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за истребование документов с территории иностранных государств составляет 350 рублей за каждый документ.

Пунктом 2.1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за выдачу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, пересылаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.

Срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства, с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства, не должен превышать 6-ти месяцев со дня регистрации в органе ЗАГС всех надлежащим образом оформленных документов.

При этом, по обращению заявителей через Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации возможно направить напоминание с просьбой сообщить о ходе исполнения запроса об оказании правовой помощи или принять дополнительные меры к ускорению его исполнения. 

Обращаем внимание, что неполучение заявителем в течение 6 месяцев документов, и как следствие оформление повторного пакета документов, не влечет за собой необходимости повторной уплаты государственной пошлины.

При направлении заявления об истребовании личного документа в компетентный орган иностранного государства, а также при получении запрашиваемого документа заявителю направляется об этом соответствующее уведомление по почтовому адресу, указанному в заявлении.

Поступившие от иностранных компетентных органов документы проверяются на наличие: необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, оттисков печатей уполномоченных органов и др.), иных сведений в соответствии с международными договорами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации для использования документа на всей территории Российской Федерации он должен быть переведен на русский язык.

Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

 

 

 

Начальник отдела по контролю и надзору 

в сфере адвокатуры, нотариата,

 государственной регистрации актов гражданского состояния 

Управления Минюста России по Республике Хакасия 

С.С. Малошкина 

 

22 марта 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).