Вы здесь

О нарушениях действующего законодательства Российской Федерации, выявляемых в ходе контроля за деятельностью религиозных организаций, осуществляемого Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в 2017- 2018 годах

На территории Республики Хакасия на сегодняшний день зарегистрировано 118 религиозных организаций. Также, 17 религиозных групп представили в Управление уведомления о начале своей деятельности. 

Следует обратить внимание, что в 2017 году, во исполнение решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 о ликвидации Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящих в ее структуру местных религиозных организаций, из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций Республики Хакасия исключены сведения о 7 местных религиозных организациях Свидетелей Иеговы, в том числе Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Саяногорска.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Управление) в рамках полномочий, определенных Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в порядке, определенном Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста РФ от 30.12. 2011 № 456, осуществляет контроль за деятельностью зарегистрированных в Республике Хакасия религиозных организаций.

Предметом контроля является соблюдение религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами. Основными формами контроля за деятельностью религиозных организаций является проведение проверок, а также анализ предоставляемых отчетов.

Так, в 2017 году Управлением проведено 15 плановых документарных проверок религиозных организаций, зарегистрированных на территории республики, 6 проверок проведено в текущем году.

По результатам проверок, проведенных в 2017 году, в адрес 9 религиозных организаций вынесены предупреждения с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации, а в адрес еще 5 религиозных организаций - предупреждения о необходимости впредь соблюдать требования действующего законодательства РФ и положения своего устава. В 2018 году по результатам проверок вынесено 4 предупреждения.

Основным нарушением, выявляемым в ходе проверок, является наличие в уставах религиозных организаций положений, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, а именно:

- положения уставов в части указания мест для проведения богослужений не в полной мере соответствуют требованиям п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – Закон № 125-ФЗ, Закон о свободе совести). Например, не учитывается, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в соответствии с указанной нормой совершаются в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

- положения уставов не учитывают требований п. 2 ст. 20 Закона № 125-ФЗ, указывающих на то, что религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями;

- уставы религиозных организаций содержат указание на возможность осуществления приносящей доход деятельности, однако перечень конкретных видов такой деятельности в уставе отсутствует, что является нарушением требований ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- устав и внутренние установления религиозной организации в нарушение п. 1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ не регулируют вопросы участия учредителей религиозной организации и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций. 

Кроме того, при осуществлении деятельности религиозные организации в своих документах зачастую допускают использование сокращенного наименования, что не соответствует требованиям п. 8 ст. 8 Закона № 125-ФЗ, согласно которым религиозная организация при осуществлении деятельности обязана указывать свое полное наименование. 

Более того, по результатам проверки, проведенной в 2017 году, в отношении 1 религиозной организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой). Так, на сайте религиозной организации, другом информационном сайте в сети «Интернет» размещались видеозаписи и аудиозаписи служений и проповедей без указания официального полного наименования религиозной организации. Постановлением мирового судьи религиозная организация признана виновной в совершении данного административного правонарушения, ей назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей.

За аналогичное правонарушение к административной ответственности другая религиозная организация привлечена в текущем году, ей также назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление мирового судьи по данному делу обжаловано религиозной организацией в вышестоящую судебную инстанцию, однако оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.

В этой связи важно обратить внимание на следующее.

Согласно ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Положения п. 1 ст. 54 ГК РФ, п.1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 8 ст. 8 Закона № 125-ФЗ образуют совокупность требований к содержанию наименования религиозной организации: обязательное указание на организационно-правовую форму, характер деятельности, сведения о вероисповедании. Кроме того, в силу п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести наименование религиозной организации указывается в ее уставе.

Данные требования обусловлены конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России некоммерческих организаций, которые в свою очередь имеют право распространять информацию о своей деятельности свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, распространяемая религиозной организацией в процессе религиозной деятельности информация не должна вводить граждан Российской Федерации в заблуждение относительно ее конфессиональной принадлежности, в доступной форме давать четкое, достоверное и полное представление о вероисповедании, а также об организационно-правовой форме организации, размещаться в удобном месте, читаемом формате. 

Более того, Закон о свободе совести обязывает религиозные организации указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (п. 8 ст. 8). Это императивная норма. Использование религиозной организацией сокращенного наименования недопустимо, является нарушением Закона о свободе совести. 

Также п. 3 ст. 17 Федерального закона о свободе совести устанавливает, что литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

В этой связи перед гражданами не должны ставиться препятствия в виде трудно читаемого текста, спрятанной во вкладках Интернет-сайта информации о полном наименовании религиозной организации, указания сокращенного (ложного) наименования организации и т.д.

Иное вводит граждан в заблуждение относительно религиозной направленности предлагаемых им для ознакомления материалов и не способствует свободе выбора гражданами того или иного вероучения, является нарушением требований п. 8 ст. 8, п. 3 ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в целом образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ (Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования).

Также в ходе проверок религиозных организаций зачастую выявляются нарушения требований ст. 181.2 главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к оформлению решений собраний коллегиальных органов: отсутствуют сведения о времени проведения заседания, сведения о рабочих органах заседания (председатель, секретарь заседания), о лицах, ведущих подсчет голосов, сведения о присутствующих на собрании.

Следует отметить ответственное отношение религиозных организаций к проверочным мероприятиям: все запланированные в 2017 году проверки состоялись, документы, необходимые для проведения проверки, предоставлялись своевременно. Все предупреждения о необходимости устранения нарушений, выявленных в ходе проверок, проведенных 2017 году, 2018 году исполнены религиозными организациями в установленный срок. Вместе с тем 1 плановая проверка в текущем году не состоялась, поскольку запрашиваемые Управлением документы не были представлены религиозной организацией ни к дате начала проверки, ни в ходе проверки. В связи с чем, в отношении руководителя организации составлены протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.4, ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. По результатам анализа деятельности данной религиозной организации также составлен акт, вынесено предупреждение о необходимости устранения нарушений законодательства РФ.

Формой контроля Управления за деятельностью религиозных организаций является также анализ отчетов. 

В связи с вступлением в силу с 09.12.2015 г. Федерального закона от 28.11.2015 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменились требования к религиозным организациям, обязанным ежегодно отчитываться в Управление о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества.

Данное требование теперь предъявляется только к религиозным организациям, получившим в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, указанный отчет ежегодно размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставляется средствам массовой информации для опубликования. 

За 2016 год в соответствии с указанными требованиями законодательства отчитались 2 религиозные организации, за 2017 год – 1.

Обращаем внимание, что в связи с изданием приказа Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», утверждена новая форма отчета религиозной организации.

Управление также обращает внимание религиозных организаций на необходимость осуществления деятельности в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. 

По интересующим вопросам в сфере регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций, учета религиозных групп можно обратиться непосредственно в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, дом 82, 1 этаж, кабинеты № 2, № 3 (пн-чт с 9:00 до 18:00, пт. С 9:00 до 16:45, обеденный перерыв с 12:15 до 13:00). Также консультации предоставляются по телефону 21-51-27.

23 ноября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).