Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, на территории Республики Хакасия, принимает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Управление).

Перечень документов, представляемых некоммерческими организациями для государственной регистрации в уполномоченный орган или его территориальный орган, установлен Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральным законом от 11.07.2002 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Следует учитывать, что указанные федеральные законы, а также иные федеральные законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др.) содержат также требования к порядку создания и уставам некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, что чрезвычайно важно при подготовке документов для государственной регистрации.

Требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам содержит также Административный регламент, предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Также, Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации.

Кроме того, глава 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие требования к оформлению решений собраний.

Важно помнить, что регистрация некоммерческих организаций носит не уведомительный характер. Все предоставляемые документы проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

В целях повышения качества документов, представляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) проведен анализ типичных ошибок, допускаемых заявителями в документах, представляемых для государственной регистрации, в числе которых можно назвать следующие.

1. Ненадлежащее заполнение заявлений, уведомлений (далее – заявление) для государственной регистрации некоммерческих организаций:

  • При подаче заявления в машиночитаемом формате заявление (уведомление) заполнено строчными буквами, а также с использованием шрифтов, отличных от установленных Требованиями к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее – Требования). Согласно п. 1.1 указанных Требований формы заявления заполняются с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.
  • В заявлениях по формам № Р13001 и № Р14001 заполняются листы, не только содержащие информацию, подлежащую внесению и (или) изменению в ЕГРЮЛ, но и информацию, которая уже содержится в ЕГРЮЛ. Исходя из п. 1.12. Требований заполнению подлежат только необходимые листы формы заявления, изменяющие информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ.
  • В заявлениях по формам № Р13001, № Р14001, № Р15001, № Р16001 в разделе 1 «Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» указывается наименование организации-заявителя, отличное от ее полного наименования (с использованием произвольного сокращения), содержащегося в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • В разделах «Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом», «Адрес места жительства» тип адресного объекта – район, город, населенный пункт, улица, указывается полностью. Однако, согласно Требованиям, вышеуказанные разделы заполняются с учетом положений пункта 2.3. Требований. В соответствии с пп. 5 п. 2.3. Требований такой тип адресного объекта, как район, город, населенный пункт, улица, указывается с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к Требованиям.
  • При заполнении показателя «Серия и номер документа» раздела «Данные документа, удостоверяющего личность» отсутствует пустое знакоместо. Так согласно п. 1.8. Требований при заполнении показателя «серия и номер документа» при наличии в документе серии и номера сначала указывается серия, а затем через пустое знакоместо – номер. При наличии в серии и (или) номере документа пробела, при заполнении такого реквизита пробел отражается в виде пустого знакоместа.
  • При заполнении показателя «Кем выдан» раздела «Данные документа, удостоверяющего личность» указывается орган выдачи паспорта в произвольном изложении. Согласно Требованиям, вышеуказанные показатели заполняются с учетом положений пункта 2.9.5. Требований. Так исходя из пп. 3 п. 2.9.5. Требований пункты заявления «Серия и номер документа», «Дата выдачи», «Кем выдан», «Код подразделения» заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
  • В заявлении указываются коды видов экономической деятельности, не соответствующие целям деятельности некоммерческой организации, определенным ее учредительными документами.
  • В заявлении при заполнении показателя «контактный телефон» номер телефона указывается в некорректном формате. Заявители указывают номер мобильного телефона, начиная его написание с «8» без применения скобок. Согласно образцу заполнения, приведенному в п. 1.8. Требований, номер стационарного телефона начинается с «8» с последующим указанием междугородного телефонного кода. Номер мобильного телефона начинается с «+7». При написании номера стационарного телефона междугородный телефонный код указывается в скобках. При написании номера мобильного номера телефона в скобках указывается код оператора.
  • В заявлении ИНН физического лица, e-mail зачастую заявителем не указываются.

2. Ненадлежащее оформление документов (уставов, протоколов), представляемых для государственной регистрации:

  • Все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, а второй – заверенной копией. Заявителями же представляются незаверенные копии документов, либо документы в одном экземпляре.
  • Устав не заверен подписью лица, обладающего соответствующими полномочиями.
  • В случае, когда у некоммерческой организации имеется собственная печать, предоставляется для государственной регистрации устав в новой редакции, на обороте последнего листа которого на месте прошивки отсутствует печать такой организации.
  • Наименование руководящих и иных органов в различных документах не соответствует уставу некоммерческой организации (например, Общее собрание членов или Собрание, Председатель или Председатель Правления).
  • Протоколы составлены не в соответствии с требованиями к оформлению, предусмотренными п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (не указаны дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов).
  • Документы, содержащие более двух листов, не прошиты и не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
  • Документы, содержащие более двух листов, прошиты и заверены подписью не заявителя, а иного лица.

3. Наличие в уставах некоммерческих организаций положений, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации:

  • Наименование некоммерческой организации в нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» зачастую не содержит указания на характер деятельности.
  • В уставе указывается адрес юридического лица. Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
  • Перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации часто не соответствует требованиям п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  • Разделы устава, посвященные органам управления некоммерческой организации, не всегда учитывают, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами.
  • Перечень прав и обязанностей членов корпоративных некоммерческих организаций, определенный уставом, как правило, не отвечает требованиям ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Уставы некоммерческих организаций зачастую содержат открытый перечень видов деятельности, а виды приносящей доход деятельности не указываются вовсе. Вместе с тем, п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, а п. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве обязательного требования к содержанию устава некоммерческой организации указывает определение предмета ее деятельности. Таким образом, перечень видов деятельности организации, в том числе приносящих доход, должен быть исчерпывающим.
  • При внесении изменений в учредительные документы некоммерческие организации, использующие символику, забывают включить в содержание устава ее описание, как требует п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  • В уставах корпоративных некоммерческих организаций отсутствует указание на конкретные виды имущественных взносов, которые обязаны уплачивать члены таких организаций, что противоречит п. 2 ст. 123.6 Гражданского кодекса РФ.

4. В случае, когда некоммерческая организация намерена заниматься приносящей доход деятельностью, как при создании некоммерческой организации, так и при внесении изменений в сведения о ней, не формируется имущество, необходимое для осуществления данной деятельности. Согласно п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Следует подчеркнуть, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предоставление документов, необходимых для государственной регистрации, не полностью является основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

Ненадлежащее оформление документов, представляемых на государственную регистрацию, для общественных объединений и религиозных организаций является основанием для отказа в государственной регистрации, а для иных некоммерческих организаций – основанием для приостановления государственной регистрации на срок до трех месяцев.

Наличие в уставе некоммерческой организации любой организационно-правовой формы положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации также будет служить основанием для отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в целях недопущения ошибок при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации, Управление рекомендует заявителям следующее:

  • Подробно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций (в соответствии с их организационно-правовыми формами и характером деятельности), а также нормативные правовые акты, устанавливающие формы, перечни документов, предоставляемых для государственной регистрации и требования к ним.
  • Проанализировать последнюю выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для зарегистрированных организаций - при регистрации изменений в учредительные документы, а также внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы) на предмет ее полноты и соответствия содержащихся в ЕГРЮЛ сведений фактическим сведениям об организации для исправления имеющихся ошибок.
  • Знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на Интернет-сайте Управления, а также на информационных стендах в помещении Управления и в информационных буклетах.
  • Обращаться за консультацией к специалистам Управления до представления документов на государственную регистрацию некоммерческой организации.

 

Специалист 1 разряда 
отдела по делам некоммерческих организаций

Е.В. Бушкина

 

09 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).