Вы здесь

Особенности организации и проведения проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами

Законодательством Российской Федерации установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. 

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям необходимо помнить, что вся полученная прибыль, а также ее дальнейшее расходование подлежат обязательному учету.

Так, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 5) предусмотрено, что объектами бухгалтерского учета являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. 

При этом нормы и требования по бухгалтерскому учету распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе на коммерческие и некоммерческие организации (экономические субъекты), а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Одним из направлений государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций является осуществление контроля за их деятельностью, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. 

Так, в соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и в том числе, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций определен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста РФ от 30.12. 2011 № 456 (далее - Административный регламент № 456).

В соответствии с п. 2 Административного регламента № 456, п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Согласно п. 3 Административного регламента № 456 предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций является соответствие деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В общем смысле осуществление Минюстом России (его территориальными органами) проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям), и законодательству Российской Федерации (далее – финансовые проверки) включает в себя: 

- контроль за соблюдением установленных норм действующего законодательства при осуществлении некоммерческими организациями финансов-хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета фактов такой деятельности, а также при проведении платежей, расчетов и сделок с юридическими и физическими лицами;

- контроль за ведением необходимой документации, подтверждающей факты реализации финансово-хозяйственной деятельности, а также соответствием такой документации принятым нормам и правилам.

Основными нормативными документами, на основании которых осуществляется проведение финансовых проверок, являются:

- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»; 

- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации»);

- иные нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В целях проведения проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) у проверяемых организаций запрашиваются разрешительные (распорядительные) документы, содержащие в том числе сведения о состоянии их финансово-хозяйственной деятельности, а именно:

- утвержденный финансовый план (смета доходов и расходов);

- приказ об утверждении и положение об учетной политике;

- бухгалтерская и налоговая отчетность за проверяемый период;

- банковские документы по расчетным счетам (в т.ч. банковские выписки, платежные поручения, требования);

- кассовые книги и кассовые документы (в т.ч. приходные, расходные кассовые ордера);

- авансовые отчеты с приложением подтверждающих документов (в т.ч. товарные накладные, счета на оплату, чеки, квитанции, проездные документы);

- регистры бухгалтерского учета (в т.ч. журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, главная книга);

- договоры с контрагентами, заключенные в проверяемый период, а также заключенные ранее, но имеющие юридическую силу, документы об исполнении договоров (в т.ч. акты сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, квитанции об оплате, счета);

- другие документы, в том числе касающиеся ведения организацией приносящей доход деятельности, а также договоры (положения) о получении грантов, субсидий, благотворительной помощи.

В ходе анализа документов, представляемых проверяемыми некоммерческими организациями, Управлением, в первую очередь, устанавливаются источники формирования имущества некоммерческой организации, указанные в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в том числе: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления.

Информацию об источниках поступления и размерах денежных средств специалисты, уполномоченные на проведение проверки, определяют исходя из платежных поручений, приходных кассовых ордеров и иных первичных документов, а также договоров с контрагентами. 

Полученные сведения об источниках формирования имущества организации являются основанием для вывода Управления о том, подпадает или нет проверяемая организация под признаки организации, выполняющей функции иностранного агента, под которой в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Также, данные сведения необходимы для вывода о наличии (отсутствии) оснований для включения организации в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Иные запрашиваемые у некоммерческой организации документы, в том числе: банковские выписки, платежные поручения, требования, приходно-расходные кассовые ордера, кассовые книги, первичные учетные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, необходимы для того, чтобы сделать вывод о том, каковы направления расходования полученных денежных средств, о соответствии направлений расходования требованиям ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. 

Дополнительными источниками информации служат также ежегодные отчеты, представляемые некоммерческими организациями в Управление.

При проведении Управлением финансовых проверок основным требованием, предъявляемым к бухгалтерской документации, представляемой организациями на проверку, является полнота и точность оформления документов, правильность отражения в них всех фактов финансово-хозяйственной деятельности, касающихся источников поступления и направлений расходования (использования) финансовых средств и иного имущества, их денежное выражение.

По итогам проведенных финансовых проверок деятельности некоммерческих организаций Управлением выявляются следующие типичные нарушения:

- бухгалтерский учет денежных средств и имущества осуществляется с нарушениями либо не ведется вообще; 

- учетная политика не разрабатывается либо своевременно не вносятся необходимые изменения в уже утвержденную учетную политику;

- отсутствует утвержденный финансовый план (смета доходов и расходов);

- отсутствуют или не оформляются надлежащим образом документы, подтверждающие поступление и расходование денежных средств, использование иного имущества;

- допускаются нарушения принятого порядка работы с денежной наличностью, отсутствует кассовая книга либо обнаруживаются грубые нарушения в ее формировании.

Вместе с тем необходимо отметить, что по результатам проведенных Управлением финансовых проверок в большинстве проверенных некоммерческих организациях установлено, что бухгалтерский учет осуществляется в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, деятельность организаций по расходованию денежных средств и использованию иного имущества соответствует целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям).

 

Ведущий специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Чарыкова А.М.

 

27 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).