Вы здесь

О статусе некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Вместе с тем, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П) право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений не являются абсолютными и, как это следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализуя правотворческие полномочия, федеральный законодатель руководствовался необходимостью обеспечения прозрачности (открытости) финансовой (имущественной) составляющей деятельности некоммерческих организаций, имеющих намерение участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации с целью оказания влияния на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику. Такая деятельность как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан, поскольку именно они в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Итак, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон "О некоммерческих организациях") под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных источников и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

К иностранным источникам Федеральным законом "О некоммерческих организациях" отнесены иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица и (или) российские юридические лица, получающие денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере:

  • государственного строительства, 
  • защиты основ конституционного строя Российской Федерации, 
  • федеративного устройства Российской Федерации, 
  • защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, 
  • обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, 
  • обороны страны, 
  • внешней политики, 
  • социально-экономического и национального развития Российской Федерации, 
  • развития политической системы, 
  • деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, 
  • законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина.

При этом целью политической деятельности должно являться оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" определены следующие  формы осуществления указанной деятельности:

  • участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • финансирование указанной деятельности.

Вместе с тем, к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

Таким образом, к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента закон относит российские некоммерческие организации, отвечающие одновременно двум критериям: получение денежных средств и иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Сведения о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, должны быть внесены в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Минюстом России (далее – реестр).

Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержден приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223. Форма заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента также установлена данным приказом.

 Некоммерческие организации могут быть внесены в реестр:

- добровольно, на основании заявления о включении некоммерческой организации в реестр, которое представляется:

одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, предусмотренными пунктом 5 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", частью шестой статьи 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" - в орган, принимающий решение о государственной регистрации некоммерческой организации;

до начала осуществления некоммерческой организацией, деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - в Минюст России.

- на основании требований Минюста России или во исполнение судебных решений (если эти требования будут обжалованы организацией), в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Минюст России  или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Заявление о включении некоммерческой организации в реестр, представленное в территориальный орган Минюста России одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, направляется территориальным органом в Минюст России не позднее чем через три рабочих дня со дня получения документов, подтверждающих внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"  также определены основания и порядок исключения некоммерческих организаций (общественных объединений) из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Для исключения некоммерческой организации из указанного реестра такая организация подает в Минюст России соответствующее заявление по форме, утвержденной  Приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2015 г. N 116 "Об утверждении формы заявления об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

При получении заявления Минюст России незамедлительно с извещением органов прокуратуры проводит проверку некоммерческой организации, по результатам которой принимается решение об исключении ее из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или об отказе в исключении из реестра.

Решение об исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается в случае, если по результатам внеплановой проверки установлено, что:

- некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

- некоммерческая организация в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении ее из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

- некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в указанных случаях, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о ее исключении из указанного реестра.

Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается в случае, если по результатам внеплановой проверки установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд. 

Также  Минюст России принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в данном случае, принимается не позднее чем через пять дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Особенности деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента:

1.Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту.

3. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента,   обязаны представлять в Минюст России, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также аудиторское заключение. 

При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. 

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение – ежегодно.

Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления установлены  Приказом Министерства юстиции РФ от 16 апреля 2013 г. N 50 "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России.

4. Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год. Внеплановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся по основаниям, указанным в пункте 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

За нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, некоммерческая организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 19.34 КоАП РФ, 19.7.5-2. КоАП РФ.

Также статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Минюсту России (его территориальным органам) предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в связи с осуществлением ею деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Вместе с тем, важно отметить:  в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П указано на то что, признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную Федеральным законом "О некоммерческих организациях" систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций 
Управления Министерства юстиции 
Российской Федерации по Республике Хакасия

С.С. Малошкина

 

25 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).