Вы здесь

Типичные нарушения требований к бухгалтерскому учету, выявленные по результатам контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При организации и ведении бухгалтерского учета некоммерческие организации руководствуются  в том числе следующими нормативными документами: 

- Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н;

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н;

- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 № 43н (далее - ПБУ 4/99).

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в рамках контрольных мероприятий, является несоблюдение требований Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (далее – приказ № 106н) в части формирования учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации

Так п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного указанным Приказом № 106н, определено, что в части формирования учетной политики положение распространяется на все организации. Таким образом, обязанность по формированию учетной политики распространяется и на некоммерческие организации.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом необходимо отметить, что принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

Приказ по учетной политике служит источником информации о рабочем плане счетов бухгалтерского учета, которым руководствуется некоммерческая организация, формах первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, формах документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правилах документооборота, способах ведения бухгалтерского учета и других решениях.

Нередки случаи, что организации утверждают учетную политику на каждый год. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Следовательно, учетная политика должна разрабатываться на длительный отрезок деятельности организации и применяться последовательно от одного календарного года к другому. В связи с чем, показанное ежегодное ее утверждение необязательно.

Еще к одному типу нарушений можно отнести отсутствие отчета о целевом использовании средств в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В этом случае нарушаются требования п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 1, 4 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Также не всегда на бумажном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности имеется подпись руководителя. В этом случае нарушаются требования части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» согласно которому, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта.

Достаточно часто при проверках встречается нарушение абз. 1 п. 2 Указания Банка России N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание N 3210-У), согласно которому для ведения кассовых операций (операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег) организация распорядительным документом устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе. Организация самостоятельно определяет такой лимит. 

Вместе с тем, в ходе проверок выявляется, что лимит остатка наличных денег в кассе организации не устанавливают, ссылаясь на абз. 10 вышеуказанного пункта Указания N 3210-У в котором указано, что индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Следует отметить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются следующие юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного закона. 

Таким образом, некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, следовательно, обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Нередки случаи, что распорядительные документы о порядке ведения кассовых операций содержат отсылки на "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). Однако действие данного Положения прекращено с 01.06.2014 в связи с вступлением в силу Указания N 3210-У.

Кроме вышеперечисленных нарушений в ходе проведения проверок также встречаются следующие:

- превышение установленного Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее – Указание  N 3073-У) предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Напомним, что в соответствии с п. 6 Указание N 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

- нарушения порядка внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета (п. 8 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете);

- выдача денежных средств в подотчет без письменного заявления получателя (п. 6.3 Указания № 3210-У);

- нарушения в корреспонденции счетов, утвержденных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. 

 

 

 

Ведущий специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаци
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 

И.Г. Потехина

 

05 сентября 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).