Вы здесь

Об оказании международной правовой помощи гражданам по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств

В связи с распадом СССР возникают случаи необходимости повторного получения гражданами России личных документов (об образовании, о трудовом стаже и других, касающихся их прав и интересов) с территории иностранных государств, в том числе стран СНГ - бывших участников единого государства Союза Советских Социалистических Республик. Большую часть данных документов составляют документы о государственной регистрации актов гражданского состояния (повторные свидетельства и справки о рождении, заключении и расторжении  брака, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемене имени и смерти).

Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России.

Истребование документов с территории иностранных государств осуществляется в рамках международной правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (далее – Минская конвенция), двусторонних договоров Российской Федерации (в частности, со странами Балтии).  Из Республики Абхазия, Южной Осетии личные документы истребуются на основе международных принципов взаимности и вежливости.

Участниками Минской конвенции являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Армения, Украина, Киргизская Республика, Республика Молдова,  Республика Азербайджан,  Грузия, Туркменистан.

Большинством государств Минской конвенции подписан (ратифицирован) Протокол от 28 марта 1997 года к Минской конвенции (далее – Протокол), который устанавливает упрощенный порядок взаимодействия между компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон по сравнению с нормами Минской конвенции.  Данным Протоколом центральные, территориальные и другие органы наделены полномочиями на осуществление непосредственного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств.

Таким образом, если международными договорами Российской Федерации предусмотрена возможность сношения с другими органами, помимо центральных органов юстиции (Министерства юстиции Российской Федерации), органы записи актов гражданского состояния Российской Федерации взаимодействуют с соответствующими органами регистрации актов гражданского состояния иностранных государств, если они также наделены таким правом.

До определенного времени уполномоченными органами записи актов гражданского состояния Российской Федерации являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организующие деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории региона (в Республике Хакасия – Комитет ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия).

Учитывая, что в перечень уполномоченных органов ЗАГС части иностранных государств включены также городские и районные отделы органов ЗАГС, в 2010 году Российская Федерация также наделила свои территориальные органы (отделы) ЗАГС полномочиями по осуществлению непосредственных сношений при оказании международной правовой помощи в рамках Протокола. В 2010 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) в Комитет ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия направлены письма о размещении на официальном Интернет-сайте Минюста России копии ноты Исполнительного комитета СНГ с информацией о рассылке ноты МИД России, а также перечня органов ЗАГС Российской Федерации, уполномоченных осуществлять непосредственные сношения при оказании международной правовой помощи.

Таким образом, в настоящее время любой территориальный отдел ЗАГС Российской Федерации может направить свой запрос, минуя органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации, непосредственно в компетентный орган ЗАГС иностранного государства, ратифицировавшего Протокол.

Истребование документов с территории государств СНГ, не ратифицировавших Протокол, а также из стран Балтии, Республики Абхазия, Южной Осетии и дальнего зарубежья предусматривает многоступенчатость передачи документов, включающей орган ЗАГС Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также аналогичные органы иностранных государств. В этом случае, срок получения истребуемого документа значительно увеличивается. Так, отмечается длительное исполнение запросов российских органов ЗАГС об истребовании документов компетентными органами Республики Азербайджан, Республики Узбекистан, Латвийской Республики, Туркменистана.

Сложившаяся практика показывает, что сроки исполнения запросов о правовой помощи с территории иностранных государств составляют до 6 месяцев. В то же время необходимо отметить, что международными договорами не установлены сроки исполнения запросов о правовой помощи, и Минюст России не уполномочен регулировать деятельность компетентных органов иностранных государств.

При этом, по обращению заявителей через Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации возможно направить напоминание с просьбой сообщить о ходе исполнения запроса об оказании правовой помощи или принять дополнительные меры к ускорению его исполнения. В Сибирском федеральном округе это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области.

Обращаем внимание, что неполучение заявителем в течение 6 месяцев документов, и как следствие оформление повторного пакета документов, не влечет за собой необходимости повторной уплаты государственной пошлины.

Для истребования повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии со статьей 9  Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 31.12.2014) вправе обратиться:

  • лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
  • родственник умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
  • родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
  • опекун лиц, признанных недееспособными;
  • иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Лицу, не состоящему в браке, по его просьбе может быть выдан документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя.

Необходимо учитывать, что при исполнении запросов иностранные государства применяют  свое внутреннее законодательство. Так, в Республике Азербайджан и Республике Узбекистан в случае смерти лица вместо свидетельства о его рождении выдается справка.

Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124, наделены соответствующими полномочиями МИД России, Минюст России, консульские учреждения, территориальные органы Минюста России, органы ЗАГС. Территориальные органы МИД России оказывают содействие в решении вопросов истребования документов.

Предоставление государственной услуги носит заявительный характер. Форма заявления об истребовании документа размещена в подразделе «Формы документов» раздела «Международная правовая помощь» Интернет-сайта Управления. Все графы заявления необходимо заполнять как можно более точной информацией, особенно наименование органа ЗАГС иностранного государства.  В части заполнения заявления следует отметить, что Министерство юстиции Республики Азербайджан оставляет без рассмотрения запросы российских органов ЗАГС, в которых не уточнены места государственной регистрации актов гражданского состояния - наименование районных отделов ЗАГС г. Баку. При отсутствии таких сведений в заявлении в разделе «дополнительные сведения» необходимо указать информацию, которая может помочь в поиске нужной актовой записи, например, при истребовании сведений о рождении - место жительство родителей в г. Баку на момент рождения ребенка.

При направлении заявления об истребовании личного документа в компетентный орган иностранного государства, а также при получении запрашиваемого документа заявителю направляется об этом соответствующее уведомление по почтовому адресу, указанному в заявлении.

Поступившие от иностранных компетентных органов документы проверяются на наличие: необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, оттисков печатей уполномоченных органов и др.), иных сведений в соответствии с международными договорами.

В соответствии со статьей 14 Минской конвенции достигнута договоренность о пересылке Договаривающимися Сторонами друг другу документов по просьбе без перевода. При отсутствии такой договоренности требуется перевод на официальный язык запрашиваемых государств.

За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина, размеры и сроки уплаты которой (и порядок взимания которой) установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за истребование документов с территории иностранных государств составляет 350 рублей за каждый документ. Бланк квитанции на уплату государственной пошлины за истребование документа с территории иностранного государства размещен в подразделе «Государственная пошлина» раздела «Международная правовая помощь» Интернет-сайта Управления. Согласно действующим международным нормам при выдаче гражданам свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния, поступивших с территории иностранных государств, государственная пошлина не взимается.

Более подробно с информацией о порядке оказания международной правовой помощи можно ознакомиться на Интернет-сайтах Управления в разделе «Международная правовая помощь», Комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия («Официальный портал Республики Хакасия») в разделе «Органы власти» подразделе «Исполнительные органы власти Республики Хакасия».

Специалист 1 разряда отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
государственной 
регистрации актов гражданского состояния 
Управления Минюста России по Республике Хакасия
А.Ю. Школяренко

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).