Вы здесь

Апостиль

27 мая 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2015 года №330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с проставлением апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, и устанавливает правовые и организационные основы и общие правила проставления апостиля в Российской Федерации.

В соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных документов (далее – Гаагская конвенция), к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 г., документы, предназначенные для представления в официальные органы государств-участников Конвенции, удостоверяются в особом упрощенном порядке. В таких случаях прохождение легализационной «цепочки», заканчивающейся в посольствах (консульствах) государств, где документ будет использоваться, не требуется. Вместо этого уполномоченный орган государства, в котором документ был совершен, проставляет специальный штамп - апостиль.

Апостиль - штамп, соответствующий требованиям Гаагской Конвенции и Федерального закона, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст.2 Федерального закона).

Статьей 5 Федерального закона в качестве российских официальных документов рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;

3) органами прокуратуры Российской Федерации;

4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

7) государственными и муниципальными учреждениями.

В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Апостиль не проставляется на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами (часть 3 ст. 5 Федерального закона).

Подпись, печать и штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения.

Каждое государство-участник Гаагской конвенции само определяет и назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля.

В Российской Федерации перечень компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля на официальных документах в соответствии с установленной сферой деятельности, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №479 (далее – Перечень). Так, например:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния (на территории Республики Хакасия – Комитет ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия) проставляют апостиль на официальных документах, выданных компетентными органами в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия (п.6 Перечня);

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации и документов об ученых степенях, ученых званиях (на территории Республики Хакасия – Министерство образования и науки Республики Хакасия) проставляют апостиль на документах об образовании и (или) о квалификации и на документах об ученых степенях, ученых званиях (п.7 Перечня);

- Министерство юстиции Российской Федерации (на территории Республики Хакасия – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление Минюста) - на российских официальных документах, указанных в статье 5 Федерального закона, проставление апостиля на которых не относится к полномочиям компетентных органов, указанных в пунктах 1 - 7 Перечня (п.8 Перечня).

По общему правилу, установленному Федеральным законом, срок проставления апостиля не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля. Вместе с тем, в случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего российский официальный документ, компетентный орган направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес лица, выдавшего российский официальный документ. В данном случае срок проставления апостиля может быть продлен компетентным органом до тридцати рабочих дней (ст.6 Федерального закона).

Размер государственной пошлины за проставление апостиля определен в статье 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации - 2500 рублей за каждый документ.

В части порядка уплаты государственной пошлины за проставление апостиля статьей 333.18 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что при обращении за проставлением апостиля плательщики уплачивают государственную пошлину до проставления апостиля.

Рассмотрим на практике порядок проставления апостиля на документе. Так, например, гражданин И. обратился к нотариусу, осуществляющему нотариальную деятельность на территории Республики Хакасия, за удостоверением доверенности гражданину П. на продажу квартиры в Германии. Гаагская конвенция подписана Германией 05.10.1961 г. и вступила для нее в силу 13.02.1966 г. Таким образом, российский официальный документ (в нашем случае – нотариально удостоверенная доверенность, оформленная нотариусом Республики Хакасия), подлежащий вывозу за пределы территории Российской Федерации (в данном случае – в Германию), должен быть легализован Управлением Минюста путем проставления апостиля, удостоверяющего, таким образом, подлинность подписи и печати нотариуса, которыми скреплен этот документ.

Как правило, документ, выполненный на русском языке, требуется перевести на язык страны, на территории которой он будет предъявляться. При этом следует знать, что обращаться за переводом документа необходимо после того, как на нем будет проставлен апостиль, поскольку текст апостиля также подлежит переводу.

Вместе с тем, следует отметить, что ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в Минске государствами - членами СНГ (далее – Минская конвенция), определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо дополнительного удостоверения, то есть без легализации. Например, для Белоруссии, Узбекистана, Казахстана Минская конвенция вступила в силу 19.05.1994. Согласно ст. 13 Минской конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

 

 

Главный специалист - эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
государственной регистрации актов гражданского состояния

О.Е. Сипкина

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).